English
Контакты
Москва
Серебряническая наб., 29
+7 (495) 108-24-49
Кемерово
Ноградская, 5, офис 404
+7 (3842) 65-04-90
Digital-агентство
Мэйк

Евразийская железнодорожная торговая площадка

Евразийская железнодорожная торговая площадка «Транс-К» – это сайт по продаже запчастей для ЖД-транспорта. Позволяет поставщикам загрузить в личном кабинете свои товары, а покупателям выбрать из нескольких поставщиков лучшее предложение.

Задача

На старте бизнеса, 20 лет назад, «Транс-К» продавали запчасти для ЖД на вторичном рынке. За эти годы количество конкурентов выросло в несколько раз. Рост конкуренции подтолкнул ТрансК к тому, что для удержания доли рынка необходимы системные изменения. С этим клиент и обратился к нам. 

Решение

Глобальный тренд в похожих случаях — строительство собственной экосистемы на базе онлайн-сервисов. Так, например, поступил Amazon.

Мы разобрались в бизнесе клиента, проконсультировали его, после чего выдвинули предложение: создать специализированную торговую площадку. Аналог Дром.ру или Авито, но для ЖД-запчастей. Инструмент, которым станут пользоваться конкуренты. Это даст «ТрансК» доступ ко всей информации на рынке и позволит развивать вторичный рынок ЖД-комплектующих по своему сценарию. 

Цель торговой площадки – связать покупателей и поставщиков запчастей для ЖД-транспорта. Покупатели за несколько минут могут посмотреть, есть ли нужные запчасти в наличии и где, сколько они стоят, сформировать счет. Поставщики получают дешевый доступ к клиентам по всей стране – не нужно разрабатывать сайт, поддерживать его. Достаточно загрузить свой прайс с товарами и поддерживать его в актуальном состоянии. Заявки от клиентов поступают на email или sms.

Специализированный каталог товаров

Каталог запчастей для ЖД-транспорта был составлен на основе ГОСТов силами заказчика. ГОСТ (Чертеж, ТУ) – это уникальный код, который имеет каждая единица железнодорожного оборудования. Наличие ГОСТов у каждого товара на сайте позволило избежать хаоса и дублей товаров, обычно присутствующих в маркетплейсах. Поставщики не могут добавить новый товар, они выбирают один из готовых товаров в каталоге и прикрепляют к нему своё предложение.

Помимо общего описания для товара были добавлены альтернативные названия. Они нужны, потому что за многими товарами закрепились народные названия, и пользователи ищут именно по ним, а не по ГОСТам. Например, есть товар «Печь чугунная вагонная», люди часто называют её просто «буржуйкой», так и ищут. И благодаря альтернативным названиям найдут.

Для поставщика

  • регистрация с премодерацией и проверкой уставных документов, прайсов и заключением договора;
  • загрузка товаров поштучно или прайсом;
  • модерация товаров и прайсов, уведомление о смене статусов товаров;
  • редактирование и удаление своих товаров;
  • оформление заказа, просмотр списка счетов;
  • отправка коммерческих предложений по заявкам покупателей;
  • профиль, редактирование контактных данных;
  • управление подпиской на рассылку.

Для покупателя

  • просмотр карточки товара и предложений от поставщиков;
  • оформление заказа, просмотр списка счетов;
  • интерактивный поиск по каталогу, в том числе по альтернативным названиям товара и предложениям поставщиков;
  • просмотр спецпредложений и сделок, оформленных на сайте;
  • отправка заявок на поставку запчастей.

Карточка товара

При создании товара поставщик выбирает к какому товару из каталога относится его предложение. Предложения нескольких поставщиков собираются по этим связям в карточке товара. Здесь покупатели видят не только стоимость, но и другие параметры, важные для оформления заказа ж/д-запчастей. Например, месторасположение склада: оно влияет на стоимость и сроки доставки. Часто выгоднее купить товар по более высокой цене со склада, который находится ближе к покупателю, чем везти дешевый товар с другой области.

Другие факторы принятия решения: цена, количество в наличии, фото и описания состояния товара (новый, б/у, какой год и тд).

Онлайн-чат

Уже в процессе разработки сервиса заказчик попросил нас добавить на сайт онлайн-чат. Нужно было, чтобы покупатели и поставщики начали торговаться друг с другом, покупатели получали лучшую цену и снова возвращались на сайт. 

Вторая цель – не переводить сделки в оффлайн, а закрывать их на сайте. Так сервис получает дополнительную комиссию. Онлайн-чат неплохо справился с этой задачей. При оформлении заказа сложного оборудования есть множество нюансов, которые нужно обсудить. Например, скидка за объём, отсрочка платежа, сроки поставки, есть ли у поставщика свой транспорт и тд. Получив ответы на все эти вопросы, покупатель с большей вероятностью оформит заказ. 

Кроме того, уведомления о вопросе покупателя приходят всем поставщикам товара, поэтому другие поставщики могут включиться в беседу и перехватить покупателя.

Отправлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи, сообщения в чате доступны для просмотра всем. Данные пользователей скрыты, все сообщения проходят премодерацию, чтобы пользователи не обменялись контакта и не ушли с сайта.

Уведомления

Весь сервис пронизан уведомлениями – они есть практически для каждого события. Мы спроектировали  с целью несколько раз в день возвращать пользователя на сайт. В идеале он должен сидеть на сайте целый день и ловить там покупателей. 

С таким количеством уведомлений важно было разработать гибкую настройку их отправки, что мы и сделали. Пользователь сам выбирает типы и канал получения (email, sms и в вайбер) сообщений. Например, он может получать уведомления о вопросах только к его товарному предложению или о вопросах ко всем товарным предложениям в этой карточке товара. 

Сделки и заявки

На сайте размещены сделки, оформленные на сайте и заявки покупателей на поставку оборудования. Сделки – это заказы, которые покупатели оформили в корзине. Сделки нужны для привлечения новых поставщиков, мы как бы говорим «смотрите, как часто и много у нас покупают». Администратор переводит заказы покупателей в сделки в системе администрирования.

По заявкам покупателей поставщики могут отправлять коммерческие предложения.

Система администрирования 

В системе администрирования сервиса работает сразу 10 менеджеров заказчика. У них разные права доступа, например, есть менеджер, который модерирует только сообщения онлайн-чата.

Монетизация сервиса

Монетизация сервиса построена на абонентской плате поставщиков, есть несколько тарифов. Тарифы ограничивают количество загруженных поставщиком товаров и действия по ним, сообщения покупателям не ограничены. Также сервис берёт от поставщика комиссию за каждую совершенную на сайте сделку, она рассчитывается в процентах. 

Сроки разработки 

Проект стартовал в августе 2015 году и была принят заказчиком в январе 2019 года. За эти 3.5 года он несколько раз приостанавливался по причине смены менеджеров со стороны заказчика и добавления новых доработок. Заказчик три раза пересматривал концепцию торговой площадки, но после каждого обсуждения мы возвращались к самому первому техническому заданию. В итоге работы, заложенные в техническом задании не изменились, а только дополнились такими блоками, как онлайн-чат и уведомления.

Результат

После разработки и запуска сервиса «ТрансК» получил не только перечисленные выше возможности, но и комиссию с каждой сделки. Вместо того, чтобы соперничать со множеством мелких игроков, наш клиент зарабатывает на конкурентах, оставаясь «над схваткой».

Сейчас проект находится на стадии запуска – заполнения каталога запчастей, регистрации поставщиков. К концу 2019 года планируется начать рекламное продвижение и привлечение покупателей.