English
Контакты
Москва
Серебряническая наб., 29
+7 (495) 108-24-49
Кемерово
Ноградская, 5, офис 404
+7 (3842) 65-04-90
Digital-агентство
Мэйк

Администрация города Кемерово

Предложили новую концепцию сайта Администрации города Кемерово, спроектировали интерфейс и описали технические требования к его разработке.

О клиенте

kemerovo.ru – официальный сайт Администрации города Кемерово. Он был разработан 15 лет назад. За это время объём информации на нём увеличился в несколько раз, а структура сайта разрослась так сильно, что в итоге он стал сложным и запутанным. Например, некоторые разделы дублировались, а часть была так глубоко спрятана, что найти их могли только сами создатели. 

Кроме того, за последние годы полностью изменились требования общества к госсайтам. Сейчас граждане хотят не только читать тексты, а ещё и видеть полезные сервисы, которые решают их проблемы онлайн и экономят время. 

Было очевидно, что сайт устарел и требует полной перезагрузки. 

Задачи проекта

Заказчик поставил перед нами следующие задачи: 

  1. Реструктурировать контент и структуру сайта таким образом, чтобы на первом плане была полезная для людей информация, получение услуг, участие в жизни города.
  2. Сделать анализ российских муниципальных и областных сайтов и предложить удобные для граждан сервисы, которые можно внедрить на kemerovo.ru.
  3. Спроектировать интерфейс сайта, простой и понятный для всех групп жителей города – от школьников до пенсионеров. Описать технические требования его разработки.
  4. Оформить работу в техническое задание, на основании которого будет проведен тендер на разработку сайта.

О процессе работы

Заказчиком проекта выступал отдел информационных технологий города Кемерово, но людей, заинтересованных в разработке нового сайта было намного больше. Поэтому администрация создала комиссию, в которую входило 13-15 человек. Она состояла из пресс-службы, специалистов по работе с населением, соцзащиты, обращениями граждан и др. Помимо комиссии была создана рабочая группа из трёх сотрудников отдела ИТ. 

Процесс работы происходил так: 

  1. Мы проектировали один или несколько разделов сайта. 
  2. Обсуждали идеи и интерфейсы с отделом ИТ.
  3. При необходимости дорабатывали их. 
  4. Согласовывали правки с отделом ИТ. 
  5. Выносили наработки на обсуждение большой комиссии.

Финальную версию концепции и технического задания сайта согласовал глава города.

Концепция сайта

В основе концепции сайта мы определили следующие принципы: 

  • Простота и доступность. Сайт должен быть прост и доступен для восприятия абсолютному большинству жителей города – и школьнику, и бабушке, и человеку с ограниченными возможностями. Мы отказываемся от замысловатых решений, интерфейс должен быть понятным – несколько шагов для совершения любого действия. 
  • Отзывчивость. Весь функционал сайта должен быть доступен на всех экранах и платформах без потери качества. Эти требования мы отразили в техническом задании.
  • Сервисный подход. На сайте должна быть не просто информация, он должен предоставлять услуги, которые решают проблемы жителей города.
  • Гибкость. Мы не делаем проект на века. Сайт решает множество задач и они постоянно меняются, поэтому он должен динамично без больших временных затрат подстраиваться под них. 

Контент и структура сайта

Информация, размещаемая на сайте любого государственного органа и органа муниципального управления строго регламентирована законами РФ: N8-ФЗ от 09.02.2009, N 149-ФЗ от 27.07.2006, ГОСТ Р 52872-2007 и другими. Благодаря им обеспечивается доступность и открытость информации о деятельности госорганов. Для разработчиков это значит, что с госсайта нельзя просто так выкинуть половину разделов, потому что они слишком громоздкие или устарели. Здесь требуется более кропотливая работа.

Мы с заказчиком прошлись по всем страницам сайта и буквально тыкали на экран и спрашивали: «А это что? Почему обязательно должно быть? Давайте смотреть закон». Так нам удалось не переносить в новую структуру ворох ненужных неактуальных данных, которые кто-то когда-то разместил, а потом все боялись удалять.

Благодаря проведению этой работы структура нового сайта по сравнению со старым уменьшилась в полтора раза. 

Проектирование интерфейса сайта

Для сайта был разработан динамический прототип. Мы спроектировали все страницы, на которых есть функционал (взаимодействие с пользователем).  

Навигация и главная страница

При проектировании меню сайта исходили из простых потребностей жителей города – найти телефон для связи, ФИО нужного специалиста, почитать новости и посмотреть афишу на выходные. Укрупненно распределили информацию о деятельности администрации по разделам «Власть», «Отрасли», «Общество», «Обратная связь граждан» и «Городские проекты». Отдельно разместили новости и афишу города. В итоге количество пунктов меню с 21 уменьшилось до 5. 

Главная страница построена на основе блоков, которые в короткие сроки можно менять местами – поднимать одни, перемещать вниз другие. Эти блоки универсальны – в них можно размещать любую информацию. Например, перед выборами на первом экране поставить баннер со ссылкой на страницу избирательной комиссии, а летом разместить график отключения горячей воды. 

На внутренних страницах сайта мы сделали боковую навигацию с раскрывающимися списками. Это решение позволило добавлять сколько угодно подразделов и страниц в них.

Структура Администрации

Администрация Кемерово имеет разветвленную структуру, которая часто меняется. Было очевидно, что древовидная структура, которая размещена на старом сайте, здесь не подходит – она слишком перегружена и не адаптируется на мобильных устройствах. Мы предложили гибкое решение – разместить представителей власти в виде списка. При увеличении количества заместителей достаточно добавить в список новую карточку. 

Тут же в карточках заместителей главы города размещены контакты руководителей управлений и комитетов, которые находятся у него в подчинении. При клике на карточку открывается отдельная страница с подробной информацией.

Сферы деятельности

На старом сайте все разделы сфер деятельности отличались друг от друга – в одном было несколько подразделов и десятки страниц, в другом скудный набор данных из контактов и фото. Найти нужную информацию в таком хаосе было крайне сложно. 

Мы предложили единую структуру для всех сфер деятельности, сгруппировав информацию в следующие блоки: структура управления, муниципальные услуги, деятельность, документы, новости. Если в какой-то из сфер деятельности нет информации для одного из блоков, он автоматически скрывается. Порядок и единообразие упрощают работу с данными и экономят время пользователей на поиск нужной информации.

Новости и афиша города

Новости на сайте представлены в виде списка, поскольку подавляющее большинство новостей не имеют фото. Мы вместе с пресс-службой решили, что если у новости будут фотографии, то они будут размещены на странице новости, а не в списке.

В разделе предусмотрен рубрикатор новостей, мы перенесли его со старого сайта, удалив неактуальные рубрики. Помимо рубрик пользователи могут отфильтровать новости по диапазону дат публикации. Также доступен текстовый поиск по сайту. 

События в городские афише сгруппированы по районам. Изначально мы предполагали, что у каждого события будет отдельная страница (как в новостях), но из-за специфики наполнения этого раздела остановились на простых текстовых страницах.

Сервисы для граждан

Помимо проектирования интерфейса заказчик ожидал от нас получить предложение по модернизации текущего сайта: какие сервисы нужно добавить, чтобы улучшить взаимодействие администрации с жителями города.

Мы составили список из десяти идей, но, увы, в бюджет сайта вошли только три из них, причем два уже в том или ином виде были на сайте. Эти три раздела решили внедрить на текущем этапе разработки сайта, остальные отложили на неопределенный срок.

Виртуальная приёмная

Улучшили аналогичный раздел старого сайта: убрали лишние поля в форме подачи обращения и внесли другие правки, упростив её заполнение, добавили ответы на часто задаваемые вопросы.

Запись на прием к специалистам

Новый раздел сайта. Мы определили жизненные ситуации, в которых человеку может потребоваться личный прием специалиста администрации и сгруппировали специалистов по ним. Саму форму записи разбили на три этапа, на которых пользователь последовательно выбирает тип вопроса, удобную дату и время из доступных в расписании, а также заполняет контактные данные. После заполнения формы на email пользователя автоматически отправляется информация о дате, времени и адресе приёма.

Опросы жителей города

Сменили механику голосования и отображения результатов опросов.

Техническое задание

Итоговым документом проекта стало техническое задание на разработку сайта. В него были включены информационная структура и прототипы интерфейса, а также описание технических требований к разработке сайта. 

Были описаны следующие требования:

  • требования к программному обеспечению сайта, front-end и вёрстке сайта
  • требования к системе управления и хост-площадке сайта
  • требования к специальной версии для слабовидящих
  • требования безопасности сайта и защите информации от несанкционированного доступа
  • требования интеграции сайта со смежными информационными системам
  • требования к обеспечению стабильности функционирования сайта
  • перспективы развития, модернизации нового сайта
  • требования к приёмке работ и вводу системы в эксплуатацию
  • документация, предоставляемая заказчику