Контакты
Москва
Серебряническая наб., 29
+7 (495) 108-24-49
Кемерово
Ноградская, 5, офис 404
+7 (3842) 65-04-90
Digital-агентство
Мэйк

Как пандемия COVID-19 изменила Шерегеш? Отчёт агентства Мэйк

Подпишись на наш telegram-канал

Не пропусти новые полезные статьи и держи под рукой старые.

Закрытые границы, подорожание услуг и перегруженные курорты Сочи вызвали перераспределение российского турпотока. Кроме этого в последние пять лет в Шерегеше состоялись крупные вложения в инфраструктуру.

Превратился ли он в настоящий горнолыжный курорт федерального уровня? Как выглядит после локдауна и сезона 2020-2021? Какие изменения ждут Шерегеш в будущем? На эти вопросы ответит представленный далее отчет.

Методика и источники

Мы работаем в качестве пиар-службы на аутсорсе с главным инвестором в Шерегеше — компанией Каскад, и накопили большую экспертизу по курорту. Для создания этого отчета мы использовали данные банков, операторов связи, бизнеса и мнения самих туристов. Также мы использовали собственные данные — ежемесячный охват сообщений Каскада составляет 700 000 человек.

Каналы коммуникации: социальные сети, блогеры, комьюнити и, в меньшей степени традиционные медиа. Вся обратная связь акторов курорта от туристов, до СМИ, властей и инвесторов проходит через нас, это позволяет видеть огромный массив информации.

Это полностью независимый отчет, он никем не оплачен.

Как на Шерегеше сказались ограничения

Глобально — ограничения на передвижение и закрытые границы перенаправили часть трафика в Шерегеш.

Локально — антиковидные ограничения для бизнеса внесли сложности и дополнительные издержки, которые вкупе с ростом спроса подняли цены на услуги.

Относительно ограничений, операторы отдыха демонстрируют единодушие:

>
Ограничения, не приводят к реальному результату, накладывали отпечаток на комфорт и удобство работников и туристов
Анна Ударцева, Каскад
В начале сезона да, штрафы были, после Нового Года всё это сошло на нет
Никита Слесаренко, Сектор Е

При этом высокая исполнительская дисциплина работников администрации натолкнулась на жесткое неприятие туристов. Как пример — многочисленные конфликты во время веерных рейдов чиновников по прокатам, кафе и другим объектам.

Среди прочего туристы указывали на некорректное соблюдение масочного режима самими проверяющими и неопределенными критериями в целом.

Изменение трафика

В среднем прирост по количеству туристов составил 100% если брать период ноябрь-март сравниваемых сезонов.

Тренд «Москва поехала»

Прирост с 1% до 106%

Каскад говорит о приросте на 40% за счет Москвы. По данным оператора канатных дорог доля туристов из Москвы и Московской области в сезоне 2020-2021 достигла 30% от общего числа. При этом в предыдущие годы доля таких туристов была около 1%.

Сектор Е также отмечает взрывной рост количества туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые в сезоне 2020-2021 вышли на первое место по количеству. Общий трафик на секторе Е достиг 220 000 человек.

До пандемии мы росли на +30% ежегодно. В сезоне 2020-2021 рост составил 106% по сравнению с предыдущим
Никита Слесаренко, Сектор Е

Резкое увеличение москвичей отмечают и туристы, и бизнес:

Москва стала достигать 30% трафика. Это Москва и Московская область. Повлияло еще и то, что прямых рейсов в Новокузнецк прибывало по 9 штук в день. В предыдущие годы туристов из Москвы и МО было менее 1%.
Анна Ударцева, Каскад
В кассах стало значительно больше москвичей.
Постоянно поднимаемся на гору с ребятами из Москвы.

Представитель Айс Групп (отели AYS CLUB, LASKA, WOW.Aparts) отмечает, что во время пандемии появились автобусные туры не только из СФО, но и с более далеких направлений:

Многие гости прибывали в Шерегеш впервые. Основной поток с Москвы и из европейской части России вообще. Появились автобусные туры из новых областей, например из Оренбургской. Москва тоже возила к нам автотуры.

30 апреля 2021 года МегаФон сообщил, что доля туристов из Москвы и Московской области составила 40% от общего количества:

Больше всех в Шерегеш приезжали жители Москвы и Московской области - почти 40% от всех российских туристов. Среди сибиряков чаще всего на склоны приезжали из Новосибирской области и Алтайского края. Меньше всего в Шерегеше катались гости с Кавказа и регионов Поволжья.

Кстати, столичные абоненты удерживают лидерство по интернет активности на курорте второй год подряд. В этом сезоне они скачали 63 ТБ данных и проговорили почти 850 тысяч минут. Не сбавляют скорость на склоне и на смартфоне и жители Кемеровской области. Местным горнолыжникам и сноубордистам не хватило 20 ТБ до цифрового уровня столичных лидеров. А вот проговорили кузбассовцы больше всех – рекордные 1 млн минут.

Бизнесу интереснее туристы из Москвы

По целому ряду причин:

  • туристы из Москвы более платежеспособны. «Цены москвичам кажутся низкими, в Сочи на порядок дороже. Скипасс в два раза, отели и еда почти в два»
  • туристы не из СФО приезжают надолго — от одной недели и более. Бронируют гостиницы заранее, покупают «долгие» скипассы — на 3 дня и более
  • демографический портрет туристов из Москвы лучше

Можно сказать, что всплеск трафика из центральной части России, из Москвы и области очень хорошо повлиял и повлияет на Шерегеш в целом. Бо́льшая требовательность таких туристов и уровень культуры тянут сервис вверх. Бизнесы, имеющие потенциал для развития воспользуются возможностью для перехода в более высокий ценовой сегмент. Более высокий уровень культуры и катания делает катание более безопасным для самих туристов.

Однако общий рост цен и снижение доходов населения в России могут сделать горнолыжный отдых менее массовым.

Администратор сети отелей AYS Group отмечает, что уровень культуры туристов из Москвы и области выше, чем у клиентов из СФО:

Они не требовали ничего нового из услуг. Новые гости гораздо культурнее и цивилизованнее, чем клиенты из Красноярска, Кузбасса и Новосибирска.

Кто приезжает из Москвы

Портрет туристов новой волны:

Гендерный состав смешанный. В основном это компании, состоящие из семей без детей. Как правило в таких компаниях друзей более трех человек. Они очень мобильны. Приезжают в отпуск, то есть относительно надолго, в отличие от туристов из СФО, которые практикуют частые недолгие визиты в Шерегеш «на выходные».

По роду занятий это часто фрилансеры в ИТ-сфере, возраст 30-37 лет. Доход в среднем 200 000 ₽ в месяц. Покупают топовое снаряжение. Участвуют в жизни комьюнити — посещают выставки, мероприятия, курсы и лекции, соревнования.

Семейные группы представлены в гораздо меньшей степени. Этому способствует несколько факторов.

Первый — неудобная логистика с прилетом в Новокузнецкий аэропорт, находящийся далеко от города, далее 6 часов на автобусе или 3 часа на автомобиле до самого Шерегеша.

Второй — недружелюбная для туристов с детьми инфраструктура и гостиничный фонд.

При этом средний класс из СФО, который в основном ездит в Шерегеш на личных авто возит на курорт семьи намного охотнее. Для них это «домашний курорт». Зачастую они приезжают на выходные или на 3-4 дня.

Тренд «Шерегеш — курорт сноубордистов»

Каскад отмечает, что на его канатных дорогах доля туристов со сноубордами составляет 75%.

Тренд «В общепите чеки стали выше»

Да, это был тренд одной строкой (:

Тренд «Сервис ползет вверх»

В частности оператор канатных дорог отмечает, что туристы из центральной части России замечают уровень снега на посадке-высадке на подъемники, уровень снега у турникетов и другие нюансы, которые туристы из СФО как правило игнорировали.

Требовательность туристов стала выше. Стало больше претензий в том числе обоснованных, московский турист больше ориентирован на сервис, мы даже подумываем о введении новой службы сервиса
Анна Ударцева, Каскад

Сектор Е, Никита Слесаренко связывает это с тем, что у туристов из Москвы и МО есть опыт отдыха на европейских горнолыжных курортах, где эти «детские болезни» сервиса уже не встречаются. Опыт катания в больших горах отражается и на уровне навыков во фрирайде:

В целом уровень растёт, многие берут услуги инструкторов для повышения мастерства, не только новички. У приезжих уровень чуть лучше. Лавинную подготовку не могу оценить. Субъективно у приезжих она выше, так как есть опыт катания в больших горах.
Никита Слесаренко, Сектор Е

 

Некоторые игроки рынка, тем не менее отмечают, что при этом рост культуры отдыхающих не соответствует требовательности.

 

Культура на канатных дорогах не растет. У персонала канатных дорог возникают сложности из-за того, что увеличивается количество новичков. Люди игнорируют замечания и ведут себя агрессивно. До сих пор на фиксированных КД люди поднимаются держа сноуборды в руках, что запрещено.
Анна Ударцева, Каскад

Роль пандемии переоценена

Крупные игроки турбизнеса в Шерегеше не склонны считать, что основной драйвер трафика — закрытые границы. Так Каскад, отвечая на вопрос о том, сократится ли трафик из-за пределов СФО после открытия границ, дает прогноз, что 50% от прироста останется. Падение из-за открывшейся Европы составит 10-15%.

Есть фоновый прирост по каждому сезону. Курорт работал и работает на снеге. Мы увидели прирост, когда началась стройка новых канатных дорог. Резкий скачок был после запуска новых подъёмников: Олимпия Экспресс и Мустаг. Сейчас строим по новой канатке в год. Ожидаем рост трафика вне зависимости от пандемийных приключений
Анна Ударцева, Каскад

Здесь прослеживается еще один тренд — «Строимся»

График выездов специалистов компании Doppelmayr стал гораздо более жестким. Многие курорты в РФ стали активно строиться именно в 2020-2021 гг. Один из примеров — курорт Манжерок в Горном Алтае, в который Сбербанк вкладывает 4 млрд рублей. Во время пандемийных ограничений инвестиционные проекты не приостанавливались.

Так Каскад продолжил строительство канатных дорог, и в сезоне 2021-2022 планирует ввести в эксплуатацию две новые КД.

Мегатренд «Государство заметило Шерегеш»

Крупные инфраструктурные игроки отмечают, что именно сейчас, после пандемии тренд на развитие внутреннего туризма перешел от декларации намерений к реальным действиями.

Мы видим реальный интерес федеральных властей к курорту. Приехала делегация Ростуризма. Раньше такого не было
Анна Ударцева, Каскад
 

На официальном открытии сезона 2021-2022 например, о планах по развитию курорта инвесторы рассказывали в присутствии руководителю Федерального агентства по туризму Зарине Догузовой и губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.

При этом решение самых сложных и актуальных проблем видится участникам рынка недостаточным.

Тренд на повышение цен

В Шерегеше действуют 5 операторов канатных дорог. При этом их масштаб разнится очень значительно: и по количеству и производительности канатных дорог, и по доле трафика, и по инвестиционной и инфраструктурной активности.

Закрытые границы в Европе гонят российских туристов на курорты внутри страны. Мы отметили повышение цен на курорте Роза Хутор

При этом повышение цен рифмуется с вложениями в инфраструктуру:

  • компании, которые вводили новые объекты повышают цены;
  • компании, удерживающие цены на прежнем уровне эксплуатируют объекты, которые не обновляются. Важно отметить, что эти компании обслуживают небольшую часть трафика и потому вынуждены искать особые ниши. Так канатная дорога «Фристайл» во время сезона запускается на полчаса раньше всех остальных, привлекая любителей нераскатанных склонов. А в летний период, когда большинство канатных дорог стоят на плановом ремонте, активно работает на подъем туристов, приехавших в Шерегеш для отдыха, не связанного со снежным спортом.

Гостиничная инфраструктура

Эксперты сходятся во мнении, что появление больших сетей в Шерегеше — вопрос времени. Отельный комплекс нуждается и в номерном фонде, и в его обновлении, и в повышении уровня сервиса.

До сих пор гостиничный комплекс курорта это лоскутное одеяло. Гостиничная застройка хаотична, сервис в небольших отелях часто хромает, номера изношены. Но из-за перекрывающего предложение спроса владельцы часто не видят смысла в улучшениях.

Из-за остановки работы в бархатный сезон в 2019 году многие отельеры получили фору для обновления фонда. Но вместе с выпавшими доходами. В результате воспользоваться этим временем смогли те немногие, кто имел резервы и достаточный запас прочности.

Тренды:

Если очень кратко, то участники рынка сходятся во мнении:

  • появление сетей — вопрос ближайшего будущего в отельном комплексе Шерегеша. Это уже в проработке. Через пару лет должны появиться первые сетевые отели
  • повышение цен — неизбежно и полезно
  • средний чек должен быть выше
  • Шерегеш — крупный курорт. Здесь нет места демпингу. Однако мелкие местные бизнесы нужно поддерживать

Крупные операторы пошли в гостиничный бизнес

На старте сезона 2021-2022 действительно было объявлено о вхождении в Шерегеш гостиничных сетей. В частности губернатор Кузбасса заявил:

Сейчас здесь реализуются большие проекты. Так, в секторе «Б» до 2031 года планируется построить новый горнолыжный комплекс с гостиницами и апарт-отелями. Там уже строится канатная дорога, траволатор для начинающих лыжников и два физкультурно-оздоровительных комплекса.

В секторе «Е» в 2023 году введут в эксплуатацию новый гостиничный комплекс на 200 номеров, фитнес-центр и точки общепита. В секторе «Д» разработана модель создания инновационного города с центром лыжных видов спорта, туристическим центром и новым кампусом КемГУ. Важно, чтобы отдых во всех секторах был доступен, в первую очередь, для жителей Кузбасса.

Развивать комплекс нам помогает мощная федеральная поддержка. В поселке уже идет реконструкция очистных сооружений, которая позволит наладить водоотведение. Проверили ход монтажных работ, строители идут в графике.

Level up цены и предложения

Для гостиничных бизнесов с потенциалом роста ограничения сыграли на руку. Некоторые отели ушли от хостельного типа в номера категории De Luxe и Double. Номера сдаются целиком. Администратор сети отелей AYS Group:

Это помогло отмести неадекватных персонажей. На мой взгляд, гости более адекватные в этом сезоне. Думаю, повлияло увеличение стоимости.

В целом скажу, что картина гостя, как мне кажется, улучшилась. Больше людей с достатком и легких, позитивных. Объяснить это могу только увеличением стоимости, так как поток туристов из НСО остался основным в нашей сети.

Новые и старые проблемы Шерегеша / узкие места

Зависимость от погоды

До пандемии часть туристов из центральной России не знала, что такое Шерегеш.

Временные ограничения в рамках страны — это плюс. В ноябре был вал туристов, снега не хватало, а туристы были из других регионов и потому приезжали надолго — 1,5-2 недели. В отличие от более мобильных сибиряков, которые из-за неподходящей погоды могут просто свернуть отдых и уехать, гости из европейской части России просто теряли время.

Это заставило крупнейших операторов канатных дорог задуматься о системах искусственного оснежения — об этом заявляет Каскад.

Стоит задуматься о введении сезонного скипасса, по аналогии с Сочи. Об этом давно говорят резиденты Шерегеша, стафф. Эта мера сделает более частыми и стабильными визиты туристов из СФО.

Слабая внекурортная инфраструктура

Крупные операторы и гостиничный бизнес отмечают нехватку мощности водопровода и канализация в курортной зоне.

В целом курорт и поселок испытывает дефицит воды. В особо морозные зимние месяцы естественный водоток с гор сокращается, это приводит к перебоям с водой.

Медицина

На курорте нет хорошего травмпункта. Тот, что расположен в Шерегеше имеет дурную славу среди туристов и банально не справляется с нагрузкой из-за плохой оснащенности и квалификации врачей.

Безопасность на склонах

До сих пор не решен вопрос с разведением потоков катающихся, прогуливающихся туристов и снегоходчиков — как туристов, так и “бомбил”. За два последних сезона с гоняющими по зоне катания снегоходичками связаны несколько инцидентов. В том числе один смертельный: тогда в зоне катания снегоходчик-бомбила насмерть сбил лыжника. Местные правоохранители до сих пор не выработали мер противодействия и регулирования. Крупные операторы канатных дорог решают проблему децентрализованно и с переменным успехом.

Безопасность вне трасс

В шерегеше сложный рельеф и по картам его способны понять немногие. Кроме того нет единой общей достаточно точной карты-схемы курорта и всех входящих в него гор. Главный бренд Шерегеша — фрирайд. Отсюда проблема заблудившихся туристов, которым трудно сориентироваться на местности, особенно в снегопад. Каждый сезон в Шерегеше гибнет в среднем по три человека. В том числе из-за незнания рельефа, ориентиров и слабой внетрассовой подготовки.

Спасатели загружены — часто они выручают тех, кто заблудился и могут не успеть к тем, кто оказался в настоящей беде. Информацию о ситуации на курорте туристы вынуждены собирать в разных источниках — инфоцентры, соцсети, слухи.

Пока в Шерегеше нет единой материальной и информационной инфраструктуры. Крупнейшие инвесторы работают над первой, мы создали готовое решение для второй проблемы — цифровой двойник Шерегеша.

При использовании материалов отчета в СМИ упоминание автора и ссылка на данную публикацию обязательны

Иван 
Тельтевский

Отвечает за пиар и контент-маркетинг. Всегда старается знать всё наверняка и ни во что не верит.

Почитать еще на эту тему

Обсудить