Закрытые границы, подорожание услуг и перегруженные курорты Сочи вызвали перераспределение российского турпотока. Кроме этого в последние пять лет в Шерегеше состоялись крупные вложения в инфраструктуру.
Превратился ли он в настоящий горнолыжный курорт федерального уровня? Как выглядит после локдауна и сезона 2020-2021? Какие изменения ждут Шерегеш в будущем? На эти вопросы ответит представленный далее отчет.
Мы работаем в качестве пиар-службы на аутсорсе с главным инвестором в Шерегеше — компанией Каскад, и накопили большую экспертизу по курорту. Для создания этого отчета мы использовали данные банков, операторов связи, бизнеса и мнения самих туристов. Также мы использовали собственные данные — ежемесячный охват сообщений Каскада составляет 700 000 человек.
Каналы коммуникации: социальные сети, блогеры, комьюнити и, в меньшей степени традиционные медиа. Вся обратная связь акторов курорта от туристов, до СМИ, властей и инвесторов проходит через нас, это позволяет видеть огромный массив информации.
Это полностью независимый отчет, он никем не оплачен.
Глобально — ограничения на передвижение и закрытые границы перенаправили часть трафика в Шерегеш.
Локально — антиковидные ограничения для бизнеса внесли сложности и дополнительные издержки, которые вкупе с ростом спроса подняли цены на услуги.
Относительно ограничений, операторы отдыха демонстрируют единодушие:
При этом высокая исполнительская дисциплина работников администрации натолкнулась на жесткое неприятие туристов. Как пример — многочисленные конфликты во время веерных рейдов чиновников по прокатам, кафе и другим объектам.
Среди прочего туристы указывали на некорректное соблюдение масочного режима самими проверяющими и неопределенными критериями в целом.
В среднем прирост по количеству туристов составил 100% если брать период ноябрь-март сравниваемых сезонов.
Прирост с 1% до 106%
Каскад говорит о приросте на 40% за счет Москвы. По данным оператора канатных дорог доля туристов из Москвы и Московской области в сезоне 2020-2021 достигла 30% от общего числа. При этом в предыдущие годы доля таких туристов была около 1%.
Сектор Е также отмечает взрывной рост количества туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые в сезоне 2020-2021 вышли на первое место по количеству. Общий трафик на секторе Е достиг 220 000 человек.
Резкое увеличение москвичей отмечают и туристы, и бизнес:
Представитель Айс Групп (отели AYS CLUB, LASKA, WOW.Aparts) отмечает, что во время пандемии появились автобусные туры не только из СФО, но и с более далеких направлений:
30 апреля 2021 года МегаФон сообщил, что доля туристов из Москвы и Московской области составила 40% от общего количества:
Кстати, столичные абоненты удерживают лидерство по интернет активности на курорте второй год подряд. В этом сезоне они скачали 63 ТБ данных и проговорили почти 850 тысяч минут. Не сбавляют скорость на склоне и на смартфоне и жители Кемеровской области. Местным горнолыжникам и сноубордистам не хватило 20 ТБ до цифрового уровня столичных лидеров. А вот проговорили кузбассовцы больше всех – рекордные 1 млн минут.
По целому ряду причин:
Можно сказать, что всплеск трафика из центральной части России, из Москвы и области очень хорошо повлиял и повлияет на Шерегеш в целом. Бо́льшая требовательность таких туристов и уровень культуры тянут сервис вверх. Бизнесы, имеющие потенциал для развития воспользуются возможностью для перехода в более высокий ценовой сегмент. Более высокий уровень культуры и катания делает катание более безопасным для самих туристов.
Однако общий рост цен и снижение доходов населения в России могут сделать горнолыжный отдых менее массовым.
Администратор сети отелей AYS Group отмечает, что уровень культуры туристов из Москвы и области выше, чем у клиентов из СФО:
Портрет туристов новой волны:
Гендерный состав смешанный. В основном это компании, состоящие из семей без детей. Как правило в таких компаниях друзей более трех человек. Они очень мобильны. Приезжают в отпуск, то есть относительно надолго, в отличие от туристов из СФО, которые практикуют частые недолгие визиты в Шерегеш «на выходные».
По роду занятий это часто фрилансеры в ИТ-сфере, возраст 30-37 лет. Доход в среднем 200 000 ₽ в месяц. Покупают топовое снаряжение. Участвуют в жизни комьюнити — посещают выставки, мероприятия, курсы и лекции, соревнования.
Семейные группы представлены в гораздо меньшей степени. Этому способствует несколько факторов.
Первый — неудобная логистика с прилетом в Новокузнецкий аэропорт, находящийся далеко от города, далее 6 часов на автобусе или 3 часа на автомобиле до самого Шерегеша.
Второй — недружелюбная для туристов с детьми инфраструктура и гостиничный фонд.
При этом средний класс из СФО, который в основном ездит в Шерегеш на личных авто возит на курорт семьи намного охотнее. Для них это «домашний курорт». Зачастую они приезжают на выходные или на 3-4 дня.
Каскад отмечает, что на его канатных дорогах доля туристов со сноубордами составляет 75%.
Да, это был тренд одной строкой (:
В частности оператор канатных дорог отмечает, что туристы из центральной части России замечают уровень снега на посадке-высадке на подъемники, уровень снега у турникетов и другие нюансы, которые туристы из СФО как правило игнорировали.
Сектор Е, Никита Слесаренко связывает это с тем, что у туристов из Москвы и МО есть опыт отдыха на европейских горнолыжных курортах, где эти «детские болезни» сервиса уже не встречаются. Опыт катания в больших горах отражается и на уровне навыков во фрирайде:
Некоторые игроки рынка, тем не менее отмечают, что при этом рост культуры отдыхающих не соответствует требовательности.
Крупные игроки турбизнеса в Шерегеше не склонны считать, что основной драйвер трафика — закрытые границы. Так Каскад, отвечая на вопрос о том, сократится ли трафик из-за пределов СФО после открытия границ, дает прогноз, что 50% от прироста останется. Падение из-за открывшейся Европы составит 10-15%.
Здесь прослеживается еще один тренд — «Строимся»
График выездов специалистов компании Doppelmayr стал гораздо более жестким. Многие курорты в РФ стали активно строиться именно в 2020-2021 гг. Один из примеров — курорт Манжерок в Горном Алтае, в который Сбербанк вкладывает 4 млрд рублей. Во время пандемийных ограничений инвестиционные проекты не приостанавливались.
Так Каскад продолжил строительство канатных дорог, и в сезоне 2021-2022 планирует ввести в эксплуатацию две новые КД.
Крупные инфраструктурные игроки отмечают, что именно сейчас, после пандемии тренд на развитие внутреннего туризма перешел от декларации намерений к реальным действиями.
На официальном открытии сезона 2021-2022 например, о планах по развитию курорта инвесторы рассказывали в присутствии руководителю Федерального агентства по туризму Зарине Догузовой и губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.
При этом решение самых сложных и актуальных проблем видится участникам рынка недостаточным.
В Шерегеше действуют 5 операторов канатных дорог. При этом их масштаб разнится очень значительно: и по количеству и производительности канатных дорог, и по доле трафика, и по инвестиционной и инфраструктурной активности.
Закрытые границы в Европе гонят российских туристов на курорты внутри страны. Мы отметили повышение цен на курорте Роза Хутор
При этом повышение цен рифмуется с вложениями в инфраструктуру:
Эксперты сходятся во мнении, что появление больших сетей в Шерегеше — вопрос времени. Отельный комплекс нуждается и в номерном фонде, и в его обновлении, и в повышении уровня сервиса.
До сих пор гостиничный комплекс курорта это лоскутное одеяло. Гостиничная застройка хаотична, сервис в небольших отелях часто хромает, номера изношены. Но из-за перекрывающего предложение спроса владельцы часто не видят смысла в улучшениях.
Из-за остановки работы в бархатный сезон в 2019 году многие отельеры получили фору для обновления фонда. Но вместе с выпавшими доходами. В результате воспользоваться этим временем смогли те немногие, кто имел резервы и достаточный запас прочности.
Если очень кратко, то участники рынка сходятся во мнении:
На старте сезона 2021-2022 действительно было объявлено о вхождении в Шерегеш гостиничных сетей. В частности губернатор Кузбасса заявил:
Сейчас здесь реализуются большие проекты. Так, в секторе «Б» до 2031 года планируется построить новый горнолыжный комплекс с гостиницами и апарт-отелями. Там уже строится канатная дорога, траволатор для начинающих лыжников и два физкультурно-оздоровительных комплекса.
В секторе «Е» в 2023 году введут в эксплуатацию новый гостиничный комплекс на 200 номеров, фитнес-центр и точки общепита. В секторе «Д» разработана модель создания инновационного города с центром лыжных видов спорта, туристическим центром и новым кампусом КемГУ. Важно, чтобы отдых во всех секторах был доступен, в первую очередь, для жителей Кузбасса.
Развивать комплекс нам помогает мощная федеральная поддержка. В поселке уже идет реконструкция очистных сооружений, которая позволит наладить водоотведение. Проверили ход монтажных работ, строители идут в графике.
Для гостиничных бизнесов с потенциалом роста ограничения сыграли на руку. Некоторые отели ушли от хостельного типа в номера категории De Luxe и Double. Номера сдаются целиком. Администратор сети отелей AYS Group:
До пандемии часть туристов из центральной России не знала, что такое Шерегеш.
Временные ограничения в рамках страны — это плюс. В ноябре был вал туристов, снега не хватало, а туристы были из других регионов и потому приезжали надолго — 1,5-2 недели. В отличие от более мобильных сибиряков, которые из-за неподходящей погоды могут просто свернуть отдых и уехать, гости из европейской части России просто теряли время.
Это заставило крупнейших операторов канатных дорог задуматься о системах искусственного оснежения — об этом заявляет Каскад.
Стоит задуматься о введении сезонного скипасса, по аналогии с Сочи. Об этом давно говорят резиденты Шерегеша, стафф. Эта мера сделает более частыми и стабильными визиты туристов из СФО.
Крупные операторы и гостиничный бизнес отмечают нехватку мощности водопровода и канализация в курортной зоне.
В целом курорт и поселок испытывает дефицит воды. В особо морозные зимние месяцы естественный водоток с гор сокращается, это приводит к перебоям с водой.
На курорте нет хорошего травмпункта. Тот, что расположен в Шерегеше имеет дурную славу среди туристов и банально не справляется с нагрузкой из-за плохой оснащенности и квалификации врачей.
До сих пор не решен вопрос с разведением потоков катающихся, прогуливающихся туристов и снегоходчиков — как туристов, так и “бомбил”. За два последних сезона с гоняющими по зоне катания снегоходичками связаны несколько инцидентов. В том числе один смертельный: тогда в зоне катания снегоходчик-бомбила насмерть сбил лыжника. Местные правоохранители до сих пор не выработали мер противодействия и регулирования. Крупные операторы канатных дорог решают проблему децентрализованно и с переменным успехом.
В шерегеше сложный рельеф и по картам его способны понять немногие. Кроме того нет единой общей достаточно точной карты-схемы курорта и всех входящих в него гор. Главный бренд Шерегеша — фрирайд. Отсюда проблема заблудившихся туристов, которым трудно сориентироваться на местности, особенно в снегопад. Каждый сезон в Шерегеше гибнет в среднем по три человека. В том числе из-за незнания рельефа, ориентиров и слабой внетрассовой подготовки.
Спасатели загружены — часто они выручают тех, кто заблудился и могут не успеть к тем, кто оказался в настоящей беде. Информацию о ситуации на курорте туристы вынуждены собирать в разных источниках — инфоцентры, соцсети, слухи.
Пока в Шерегеше нет единой материальной и информационной инфраструктуры. Крупнейшие инвесторы работают над первой, мы создали готовое решение для второй проблемы — цифровой двойник Шерегеша.
При использовании материалов отчета в СМИ упоминание автора и ссылка на данную публикацию обязательны