Метод персонажа — это качественный метод определения целевой аудитории сайта. Персонаж — типичный представитель аудитории, он не изображает реального человека, это собирательный образ, который описывается на основе поведения и мотивов многих пользователей.
Персонаж — это история. История использования сайта. В рамках этой истории мы описываем реальные ситуации, как человек зашел на сайт со своей потребностью и как сайт её решил.
Описание персонажа происходит на основе глубинных интервью. При проведении интервью мы общаемся непосредственно с клиентами, а также сотрудниками компании, которые напрямую работают с клиентами. Благодаря прямому контакту с пользователем, погружается в его мир, начинаем думать, как он, понимаем, как он принимает решения и почему.
В основе метода эмпатия — способность сопереживать и чувствовать то, что чувствуют другие люди. Эмпатия — это один из самых мощных инструментов проектировщика. На основе этих знаний, мы проектируем сайт так, чтобы он решал задачи пользователей.
Исследование методом персонажа позволяет ответить на следующие вопросы бизнеса:
Описание персонажа условно можно разделить на пять частей:
Вы можете представить персонажи в двух вариантах:
Лучше и эффективнее описать персонаж в виде текста — истории. Истории проще для восприятия. Тут работает сторителлинг — все мы любим истории и с удовольствием погружаемся в них при прочтении. Однако сдоставить персонаж в виде схемы, конечно, намного быстрее.
На практике я комбинирую оба способа:
Форматы представления разные, суть одна. Неважно, в каком виде вы представите персонажей, главное, чтобы информация была однозначно понята клиентом.
Ниже подробно о каждом этапе.
Задача этого этапа — детально изучить услуги, продукцию компании, её положение на рынке, проблемы. О том, как собирать данные для разработки сайта мы подробно изучили в одной из предыдущих статей курса «Проектирование сайта: с чего начать. Цели и сбор данных».
Список данных, которые вам нужно запросить у клиента
Если вы добросовестно собрали данные для разработки сайта ранее, можете переходить к следующему пункту.
Проведение интервью — ключевой этап исследования. Именно от того, насколько качественно вы опросите людей, зависит конечный результат. Цель интервью— получить отзыв респондента, войти в эмпатию, понять его, тем самым раскрыть неочевидные инсайты.
Есть три варианта подбора респондентов для интервью, действуйте в зависимости от ситуации:
Лучший вариант, когда вы можете пообщаться и с сотрудниками компании, и с клиентами. Важно сначала общаться со стейкхолдерами (люди, отнощасиеся к бизнесу), а только потом проводить интервью респондентов. После интервью со стейкхолдерами у вас будет ряд гипотез о действиях пользователей, их вы подтвердите/опровергните в интервью с клиентами.
Вы можете проинтервьюировать только клиентов компании. Сделайте выборку из трёх типов клиентов — продвинутые, лояльные и нецелевые. Выявить их достаточно просто. К примеру, если вы продаете кредитные карты, то продвинутым клиентом будет человек, у которого есть несколько кредитных карт, лояльным тот, кто оформил карту, но не пользовался по какой-то причине, нецелевым, тот, у кого никогда кредитной карты не было. Каждая группа аудитории даст свой инсайт.
Ситуация, когда нереально дотянуться до клиентов — сами вы их найти не можете, заказчик контакты не даёт. В таком случае интервьюируйте сотрудников заказчика.
Стейкхолдеры:
Для проведении интервью вам потребуются:
При разработке информационной архитектуры мы определяем как и в какой последовательности пользователь будет поглощать информацию на сайте.